Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Направленность личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный план, соотношение целей и средств к их достижению, их ценностную ориентацию. Ценностное отношение, как и ценность, само по себе объективно и в то же время субъективно, поскольку существует в сознании субъекта. Ценностные отношения раскрывают внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов.
Поэтому при изучении смысла, смысловой системы личности акцент следует делать на характере ценностных отношений, ценностно-смысловой ориентации личности, на том, как человек осознает себя, как он взаимодействует с миром, в чем реально проявляется смысловая система личности или потенциал, который она имеет. он носит в себе. Глобальные изменения, активно происходящие в обществе, привели к изменению ценностных и смысловых ориентаций человеческой жизни. Меняются не только общечеловеческие ценности и менталитет, но и смысл человеческой жизни.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения понятия и основных видов направленности.
Объектом исследования является процесс изучения понятия и основных видов направленности.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения понятия и основных видов направленности.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для изучения понятия и основных видов направленности.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие личности в психологии;
- изучить виды направленности личности;
- детально проанализировать эмпирическое исследование направленности личности;
- охарактеризовать методику С.Ф. Спичак, А.Г. Синицина "Направленность личности".
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Понятие личности в психологии
Появление термина "направленность личности" в психологии связано с именем С.Л. Рубинштейна, который писал, что проблема направленности - это прежде всего вопрос динамических тенденций, определяющих деятельность человека как мотивы, которые, в свою очередь, определяются его целями и задачами.
Однако семантически этот термин остается неразвитым, в результате чего его объяснительный потенциал еще не полностью реализован. Что такое "направленность"? Во-первых, это относится к ориентации на (конкретный) объект (в данном случае виртуальный - "индивид"). Во-вторых, это центр его деятельности. В-третьих, выяснить, на что чаще всего направлена эта деятельность как неотъемлемая черта данной личности [5].
Вообще, "ориентация" - это наличие вектора активности объекта, и само по себе, как единственное слово, это слово мало что значит для психологии. На самом деле энергия всегда получает направленный вектор, за исключением случаев, когда этот вектор невозможно определить или когда он постоянно и бессистемно изменяется (хаос).
В то же время важно учитывать, что "ориентированность личности" является одним из ее ведущих качеств. Личностная ориентация или индивидуальная ориентация? Это важное различие. Дело в том, что деятельность объекта, обладающего энергией, всегда на что-то направлена. И если это живой человек, то можно утверждать, что он нацелен на объекты своих потребностей – наиболее важные ситуативно или не связанные с ними вещи.
Здесь важно различать содержание понятий "личная потребность" и "индивидуальная потребность". "Потребности индивида" всегда направлены на поддержание его жизнедеятельности в определенных условиях с максимальной надежностью, а активность индивида распределяется между объектами его четырех основных потребностей: потребностями энергетического и пластического жизнеобеспечения ("питание"), самосохранения (безопасность), сексуальной информации (жизнеобеспечение). Потребности индивида - это потребности поддержания и успешного функционирования в психике индивида личностного начала. Следовательно, "ориентация личности" должна соотноситься не с основными потребностями индивида как живого существа, а с его потребностями как личности.
"Личные потребности" - это самоутверждение и самореализация. К этому можно добавить более мелкие личные потребности, связанные с этими двумя основными потребностями. Например, потребность в самоутверждении и самореализации может принимать форму потребности в работе, когда для индивида важен не только результат, но и сам процесс как личности. Например, феномен трудоголизма является выражением подчеркнутой личной потребности: самоутверждения в работе, поскольку прагматичный результат здесь отходит на второй план. Каковы личные потребности человека? Мы уже назвали их - потребность в самоутверждении и потребность в самореализации.
Очевидно, что эти потребности присутствуют в каждом из моментов жизни и в каждом виде деятельности: один индивид утверждает себя в труде, другой - в конфликтах и спорах; один реализует себя добрыми делами, другой - завоеваниями или угнетением. Смысловую структуру этих двух основных личностных потребностей можно представить следующим образом, подчеркивая, соответственно, роль признания как потребности в самоутверждении и роль реализации как потребности в реализации. В то же время признание и достижения "в жизни" взаимосвязаны.
Рис. 1 - Структура базисных личностных потребностей
Очевидно, что главное здесь - "достижение", поскольку индивид может удовлетворять свои (их) собственные потребности – как в самоутверждении (с его ведущим фактором – признанием), так и в самореализации (как свидетельство своих способностей и способностей, собственной полноценности и проявленности).
Индивид может понимать, что перед ним "открылись все дороги", но он не может найти в себе силы реализовать связанные с этим возможности: либо из-за отсутствия амбиций, либо из-за недостаточной квалификации, либо по состоянию здоровья. Конечно, если фокус - это наличие вектора активности объекта, вектор не может иметь "структуры": ориентация - это показатель того, на что именно (и где) индивид "смотрит в первую очередь", что постоянно и больше всего привлекает его внимание, на что он готов потратить свои силы, на что-то, не жалея о них и о том, чего он не сделает [8; 11].
Между тем термин "структура ориентации" довольно широко используется в психологии. Кажется, это семантическое недоразумение. Нужно говорить не о "личностно-ориентационной структуре", а о нервно-психическом обеспечении такой ориентации. На самом деле содержание этого нейропсихологического обеспечения, а точнее, "оснащения" ориентацией, вполне может иметь структуру – в нем присутствуют мотивы, установки и тенденции во всех их пропорциях.
Следует понимать, что выражение "мотивационная структура" является правомерным: у индивида могут быть самые разные мотивы – как экстра-ситуативные, так и ситуативно обусловленные (неситуативные лучше выражают направленность его личности), и эти мотивы образуют динамичную иерархическую систему. Его динамика определяется тем, что условия удовлетворения потребностей индивида могут быть самыми разными и варьируются довольно сильно. Следовательно, в структуре мотивов есть более устойчивая часть, которая соотносится с преобладающими потребностями, и более динамичная, которая соотносится с развивающимися условиями их удовлетворения. И термин "структура личности" тоже правомерен, тем более что комплекс "я" (нейрофизиологическая основа личности) является многокомпонентным.
Ориентация или склонность? Нужно сказать, что это похожие концепции. Склонность, очевидно, является частной, а ориентация - обобщенной. Понятие "ориентация" шире и соотносится с личными потребностями, тогда как понятие "склонность" соотносится со всеми проявлениями деятельности индивида, в том числе и с теми, которые не носят личностного характера. На самом деле "склонность" - это предпочтение, наиболее вероятный результат выбора для конкретного человека, когда все остальные равны, от вкусов, склонностей - до привычек (в частности, к определенным продуктам питания).
Термин "наклон" также содержит векторную составляющую, но она менее выражена, чем "ориентация". Но термин "склонность" семантически богаче. Мы уже говорили о предпочтениях, вкусах, характере выбора. И все же: "ориентация" - это единый термин ("или-или"), альтернативно, "склонность" - это множественное число ("и-и"): у каждого человека есть множество склонностей, как это очевидно, распределенных в соответствии с четырьмя основными потребностями. Например, в рамках информационных потребностей один человек может быть склонен читать книги и слушать музыку, в то время как другой может смотреть только телевизор. В то же время первый склонен не доверять написанному, а второй склонен верить всему, что показано: это тоже склонность.
Следовательно, эти два термина имеют разные масштабы: "направление" намного больше, чем "наклон". Очевидно, что не может быть нескольких личностных ориентаций, но у человека, безусловно, есть несколько склонностей. Характер оценки ориентации индивида определяется различными моментами.
Во-первых, это соотношение в структуре личности потребностей в самоутверждении и самореализации (их удельный вес): например, у индивида доминирует самоутверждение. Здесь возможны такие проявления, как эгоизм, эгоцентричность, завышенные амбиции, чрезмерная "самооценка".